Административные границы в Тамбовской области

Административные границы в Тамбовской области

 

Тамбовская область - административно-территориальное образование, входящее на основе Конституции Российской Федерации в состав России как равноправный субъект Российской Федерации.

В состав Тамбовской области входят административно-территориальные образования, в которых осуществляются соответственно государственное управление и местное самоуправление. Административно-территориальное образование это часть территории области, признанная в законодательном порядке самостоятельной единицей административно-территориального устройства области, имеющая фиксированные в установленном настоящим законом порядке границы, название (город, район, поссовет, сельсовет), орган государственной власти или местного самоуправления.

Границы территории административно-территориальных образований, как правило, совпадают с границами муниципальных образований

На территории области, в соответствии с Законом Тамбовской области от 21 июня 1996     № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области", расположены 274 муниципальных образования – 7 городов, 23 муниципальных района, 13 городских поселений и 231 сельское поселение. В свою очередь, в состав муниципальных образований входит 1588 населенных пунктов.

В настоящее время в единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения о границах 785 населенных пунктов (49% от общего количества) и всех муниципальных образований, а также 2 границах между субъектами Российской Федерации (Тамбовской и Воронежской, Тамбовской и Саратовской областями).

Граница муниципального образования — это граница, которая отделяет его территорию от территорий других муниципальных образований или межселенных территорий.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрен следующий перечень типов муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены.

Сведения об установлении или изменении границ муниципальных образований вносятся в ЕГРНв порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В случае установления или изменения границ муниципального образования высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований.

Обязательным приложением к такому документу об установлении или изменении границ муниципального образования является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в электронной форме.Такой пакет документов, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего его органа, направляется в орган регистрации прав в течение шести месяцев с даты принятия закона субъекта Российской Федерации.

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

  • границы разных муниципальных образований не могут пересекаться друг с другом;
  • границы муниципальных образований не могут пересекать административную границу субъекта Российской Федерации и Государственную границу Российской Федерации;
  • граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположенной на его территории;
  • в границах городских и сельских поселений не может быть других муниципальных образований.
  • территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района.
  • территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

Изменение и преобразование границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе:

- населения,

- органов местного самоуправления,

- органов государственной власти субъекта Российской Федерации,

- федеральных органов государственной власти.

Изменение границ муниципальных образований не может производиться без учета мнения населения. Более того, если население не поддерживает инициативу преобразования муниципального образования, связанного с изменением его границ, проведение мероприятий по преобразованию будет считаться незаконным.

Выяснение мнения населения по вопросам преобразования муниципального образования проводится путем голосования.

Правовое оформление установления и изменения границ муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Границы населенных пунктов – это границы, определяющие пределы населенного пункта, установленные в соответствии с утвержденным генеральным планом городского округа, поселения, муниципального образования. Генеральный план утверждается органом местного самоуправления после проведения публичных слушаний.

Земельный кодекс Российской Федерации подразделяет все земли в России на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, одним из основных признаков, отличающих земельные участки из состава земель населенных пунктов от земельных участков из состава иных категорий земель, является включение соответствующих земельных участков в границу населенного пункта.

В настоящее время не все населенные пункты Тамбовской области имеют установленные и описанные в соответствии с требованиями действующего законодательства, границы.

Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

После принятия соответствующего решения (акта) органы государственной власти и местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в ЕГРН.

Обязательным приложением к документу об установлении или изменении границ населенного пункта является подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ населенного пункта, перечень координат характерных точек границ населенного пункта. Такой пакет документов, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа, направляется в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение шести месяцев с даты принятия решения об установлении или изменении границы населенного пункта.

Наличие в ЕГРН актуальных сведений о границах муниципальных образований и населённых пунктов позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении кадастрового учёта, что повышает защищенность имущественных прав юридических лиц и граждан. Кроме того, актуальная информация о границах позволяет эффективно управлять территориями и земельными ресурсами региона, а также увеличивает инвестиционную привлекательность субъекта.

 

Начальник

отдела инфраструктуры пространственных данных

филиала Кадастровой палаты  по Тамбовской области

Марина Николаевна Бубненкова